СЕЛЕКТИВНЫЙ МУТИЗМ
Что это?
Если по простому – это расстройство, которое характеризуется неспособностью говорить в определенных обстоятельствах. Например: ребенок дома «щебечет» как птица, а в саду или в школе молчит, как «рыба», при этом нет никаких речевых патологий или особенностей в развитии. Селективный мутизм, не часто встречаемая проблема, но если его пропустить или подкреплять, он может привести к серьезным последствиям в сфере социального взаимодействия, коммуникации с другими людьми и академическим нарушениям (ребенок не отвечает на уроках, не говорит о том, что он чего-то не понял и, что ему необходимо повторить материал и т.д. учитель не может объективно оценить уровень знаний ребенка - такие случаи встречались в моей практике).
Когда проявляется?
Проявляется в возрасте от 2 до 5 лет, однако часто бывает незаметным до тех пор, пока ребенок не пойдет в школу, где необходимо коммуницировать с другими детьми и социализироваться в коллективе. Чаще встречается у девочек, чем у мальчиков.
В своей практике я чаще всего встречала селективный мутизм в сопровождении социальной тревоги.
Детки, у которых наблюдается селективный мутиз, используют в роли «переводчика» своих близких. К примеру ребенок говорит маме на ушко то, что он хочет, а мама ребенка озвучивает в слух, что хочет ребенок. Были случаи в практике, когда дети использовали не только своих родителей, а также братьев, сестер и соседа по парте в качестве «переводчика». Чем ребенок становиться старше, тем сложнее решать эту проблему. Если ребенок маленький, достаточно двух- трех встреч, чтобы решить этот вопрос, при условии, что нет других психологическим нюансов.
Что делать родителям?
В первую очередь, без паники – ведь иногда дети просто стесняются заговорить. Но, если Вы заметили что ребенок часто использует такую особенность общения с окружающим миром, необходимо понемногу увеличивать возможность ребенка говорить и общаться не только с родными, но и с другими людьми (помнить про необходимость мотивации, поддержки и веры в ребенка). Можно начинать с того, чтобы ребенок кивнул головой или помахал рукой и т.д. (постепенно двигаемся к тому, чтобы ребенок начал говорить в социальных ситуациях).
Если самостоятельно не получается помочь ребенку, тогда необходимо обратиться к психологу.