ХВАЛИТЬ ИЛИ НЕ ХВАЛИТЬ?
Конечно хвалить!!! Кому не нравиться, когда его хвалят за вкусный борщ или пирог? Когда говорят, что твоя запеканка просто тает на губух. Возникает желание приготовить ее снова? Лично у меня да.
А когда Вы что-то сделали (перестановку в комнате) и говорите своему близкому человеку: «ну пойди посмотри, что я сделала/сделал», а он/она «я потом посмотрю, я так устал/устала…» Как Вы будете себя чувствовать?
Каждому из нас хочется принятия, понимания, похвалы и т.д. Дети – не исключение.
Бывали у Вас ситуации, когда Ваш ребенок говорил «ну посмотри, что я сделал и т.д.»? Какие мысли у Вас возникали по этому поводу? Возможно были мысли: «что у меня много дел или я это уже видела/видел миллион раз, мне не до этого». Если Вы не можете сейчас прерваться и уделить время (готовите кушать, убираете..) – объясните ребенку, почему. Плюс, задайте полезный вопрос для ребенка начиная с четырех лет «Скажи пожалуйста, я могу одновременно готовить борщ/разговаривать по телефону и играть с тобой?». После такого вопроса нужно выдержать паузу и подождать ответ, а не приводить миллион аргументов (ты что не видишь, что я занята и т.д.).
Необходимо помнить о том, что если ребенок не получает внимание и похвалу в адекватный (позитивный) способ, когда что-то делает или делает попытки сделать определенное действие, тогда он найдет другой способ привлечения внимания (например плохим поведением). В моей практике был случай, когда взрослый пациент рассказал, что во время учебы в школе, специально вел себя плохо и срывал уроки. Ведь только тогда родители обращали на него внимание.
Поэтому - не доводим до крайностей.
Старайтесь выдавать в сторону ребенка или близких (взрослым также важна похвала и внимание) не просто молодец, умница и т.д. А «Ты поставил тарелку в мойку – молодчина, ты сложил свои носки – супер, ты погладил рубашку, ты убрал в комнате, ты разогрел кушать, ты испекла хачапури – золотце и т.д.».
Почему именно так хорошо хвалить? Потому что мы хотим видеть такое поведение в дальнейшем + ребенок понимает, за что конкретно его похвалили. Когда говорит что ты молодец, а потом озвучиваем «ты помыл посуду», то слышит только молодец, а почему - не воспринимает (ребенок в принципе молодец).
Ниже несколько рекомендаций:
- Проявляйте интерес к ребенку и к тому, что он делает (не игнорируйте);
- Не произносите дежурных фраз, а лучше позитивно опишите реальное действие: «ты быстро собрал мозаику и т.д.»;
- Говорите приятные слова ребенку, даже когда он этого не просит на прямую;
- Обращайте внимание как словесно, так и тактильно (погладили, обняли и т.д.);
- Не давайте пустых обещаний (завтра, через минутку и т.д., которые выполняете через полчаса или вообще уже забыли, что собирались сделать);
- Будьте внимательны и отзывчивы друг к другу.
С уважением, Ольга Коба