САМОКОНТРОЛЬ
С одной стороны понятно, что означает - Контроль Самого Себя, но с другой стороны, что это и почему не всегда работает - загадка. Иногда, бывают моменты, когда хочется получить чего-то здесь и сейчас, но увы не всегда результат позитивный и приемлем в целом. В свою очередь могут быть различные реакции как у детей, так и у взрослых, когда они не получают сразу то, чего хотят. И тут мне вспоминается эксперимент с «зефирками».
Возможно многие из вас видели эксперимент с детьми и зефиром (ссылка ниже). В эксперименте участвовали дети 4х лет. Детей приглашали по одному в комнату, где на столе лежала одна «зефирка». Ребенку было сказано, что взрослый выйдет из комнаты на 15 минут, и просили его не есть зефир. Говорили детям, что если ты сможешь удержаться и не съесть зефир, то тогда ты получишь два зефира, когда вернётся взрослый. Как Вы думаете, что происходило с детьми? Легко ли им было сдержать свое желание скушать «вкусняшку»?
Часть детей устояло перед соблазном, а часть нет. Эксперимент на этом не закончился, и исследователи наблюдали за детьми на протяжении нескольких лет. К чему они пришли? Дети, которые смогли выстоять перед соблазном, стали подростками, которые имели хорошую успеваемость в школе и хорошо концентрировались на различных заданиях.
Если Вы хотите научить ребенка отказываться от сладкого, говоря угрозами, что нельзя кушать много конфет - животик будет болеть или зубы, это сработает, но как правило, не на долго. Ребенок будет прятаться и пытаться скушать по максимум, когда Вы его не видите. Я вспомнила своих знакомых, ребенок которых отвечал, когда ему предлагали конфеты: «это вкусно, но не полезно». Это был результат огромной работы родителей 🙂
Если Вы хотите развивать самоконтроль ребенка начинайте с базовых вещей:
- обучайте ребенка ждать (не всегда давать сразу то, что требует ребенок, особенно когда в магазине он хочет «вкусняшку», или не может выстоять очередь на кассе). Понимаю, что могут быть свои нюансы, по которым ребенок не может этого сделать. Но в большинстве случаев можно этому научить;
- пусть ребенок учится соблюдать очередь в различных играх (бросать кубики, мяч и т.д.);
- внедряйте игры в которых ребенок должен выполнить определенную просьбу/действие, например, «подпрыгни», «похлопай в ладоши», «замри» и т.п;
- выполняйте упражнения, в которых ребенок должен остановиться по определенному сигналу (договорились с ребенком о том, что когда я хлопаю в ладоши, ты должен остановиться или когда перестала играть музыка ребенок должен присесть. Вспоминайте старые игры и конкурсы на свадьбах :);
- постарайтесь принимать пищу «осознано» (когда вы кушаете яблоко или пирожное, попробуйте прежде чем укусить рассмотреть, понюхать, сжать в руке… то, что Вы собираетесь съесть. Когда откусили кусочек попробуйте посмаковать, а не просто быстро прожевать и проглотить 🙂.